Категория: Организация и развитие современной образовательной среды детского сада
Адаптация детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада через музыкальную деятельность
Аннотация. Адаптация к условиям детского сада детей любого возраста проходит не просто, но гораздо с большими трудностями сталкиваются дети, начинающие по каким-либо причинам посещение дошкольного учреждения в среднем или старшем дошкольном возрасте. В большей степени это связанно с психологическими особенностями ребенка. В этом году мне довелось на собственном опыте столкнуться с этой проблемой. Здесь два основных фактора: первый – это время, а второй – эмоциональная составляющая в жизни ребенка до детского сада и при его поступлении в дошкольное учреждение.
Ключевые слова: детский сад; адаптация; психологические особенности; музыкальная деятельность.
Адаптация к условиям детского сада детей любого возраста проходит не просто, но гораздо с большими трудностями сталкиваются дети, начинающие по каким-либо причинам посещение дошкольного учреждения в среднем или старшем дошкольном возрасте. В большей степени это связанно с психологическими особенностями ребенка. Детей этого возраста отличает повышенная чувствительность, с другой стороны – полное доверие взрослому, отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания.
В этом году мне довелось на собственном опыте столкнуться с этой проблемой. Я пришла к выводу, что для её решения необходимо рассматривать два основных фактора: первый – это время, а второй – эмоциональная составляющая в жизни ребенка до детского сада и при его поступлении в дошкольное учреждение. Попытаюсь кратко проанализировать оба фактора.
Время. В случае, если ребенок начинает посещать ДОУ в возрасте 4,5,6 лет, время на его адаптацию значительно сокращается, т.к. он вливается в детский коллектив (группу), в котором уже сформирована своя эмоциональная среда, большинство детей уже обладает навыками, которые они освоили благодаря учебной программе, по которой работают специалисты ДОУ.
Эмоциональная составляющая. 4-5-ти летний ребенок начинающий впервые посещать детский сад похож на слегка переросшую рассаду – чем позднее высадишь в «грунт», тем большее количество «удобрений и подкормок» требуется для его нормального развития в дальнейшем. Главное «удобрение» для ребенка – ощущение им защищенности и радости от общения в новом коллективе.
С уверенностью могу констатировать, что основные положительные эмоции в ДОУ ребенок получает через художественно-эстетическую образовательную область, а значит именно на музыкального руководителя ложиться основная задача по адаптации ребенка в детском саду.
Для решения этой задачи мне видятся следующие основные методы и приемы:
- обязательный непрерывный контакт с родителями вновь пришедшего воспитанника (мониторинг художественно-эстетических предпочтений в семье, организация совместных досугов, развлечений);
- приоритетное привлечение такого ребенка ко всем видам и формам музыкальных занятий, постараться на каждом занятии вызвать у данного конкретного ребенка положительную эмоцию. Так как основным видом деятельности для ребенка является игра, то наибольший эффект в создании комфортного эмоционального фона вызывают музыкальные этюды, инсценировки песен, музыкальные игры и хороводы [3].
В современном процессе образования ещё одним непременном условием адаптации ребенка к условиям ДОУ является инклюзивный подход, то есть наличие у педагога компетенции гибкой системы обучения, учитывающей потребности всех детей вне зависимости от пола, социального положения и особенностей развития [2]. В основу такой компетенции для музыкального руководителя прежде всего должен быть включен принцип индивидуального подхода к ребенку, принцип вариативности и принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
В музыкальной деятельности ребенка наиболее ярко эти принципы проявляются в музыкальных играх и пластических этюдах, т.к. движение и мимика – это внешнее проявление внутреннего состояния ребенка [1]. Современный педагог обязан обладать навыком «расшифровки» этих проявлений, адекватно их оценивать и на основе такого анализа корректировать эмоциональный настрой в группе дошкольников, подбирая специальные движения и музыкальный материал.
Таким образом, главная задача педагога для улучшения адаптации детей к условиям детского сада это создание комфортной психологической обстановки для воспитанников через развитие у них творческих способностей и положительные эмоции от занятий.
Список источников:
- Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет «Ритмическая мозаика» — М.: Фонд «Петербургский центр творческой педагогики «АНИЧКОВ МОСТ», 2015. С. 62
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» — СПб.: Невская нота, 2015. С. 10-12
- Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста // Учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Дубна Феникс +, 2014. С 25