Категория: Организация и развитие современной образовательной среды детского сада
Развитие сетевого взаимодействия (социального партнерства) в дошкольном образовании (опыт работы)
Аннотация. В данной статье представлен опыт работы по взаимодействию детского сада с учреждениями окружающего социума. Данная статья будет полезна для заведующих, старших воспитателей, педагогов детских учреждений.
Ключевые слова: социальное партнерство, сетевое окружение, детский сад.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Уже на этапе дошкольного детства стоит задуматься, что нужно сделать, чтобы ребенок, став взрослым стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Изучив возможное социальное пространство детского сада был сделан вывод, что оно очень благоприятное в плане сетевого взаимодействия. Областная детская библиотека, музыкальная школа № 9, кинотеатр Орленок, театр Кукол, музей Художественных промыслов, Технический музей, МБОУ СОШ № 14, Нижегородский Кремль. Это значительно расширяет возможности педагогов в образовании детей нашего учреждения, участие в совместных проектах с учреждениями социума значительно облегчает социализацию детей нашего детского сада, расширяет их кругозор, умение ориентироваться в современном мире. Их сетевое пространство расширяется, они вступают во взаимоотношения с более широкой аудиторией , это помогает им адаптироваться в окружающей обстановке и быть готовыми к новым жизненным ситуациям. Сетевое взаимодействие помогает нашим детям лучше усваивать правила поведения в обществе, а также применять их на практике, при этом успешно развивается культурное поведение, заметно улучшаются и отношения со сверстниками, они становятся более внимательными друг к другу, к взрослым.
Система взаимодействия ДОУ № 226 с учреждениями социума.
Сетевое окружение | Совместные проекты |
Областная детская библиотека | День чтения круглый год Книжка на ладошке Детские научные чтения Вечная слава героям и др. |
Музыкальная школа № 9 | Знакомство с миром музыки |
Кинотеатр Орленок | Детский кинолекторий |
Музей Художественных промыслов | В музей за сказкой Тайны ремесла |
МБОУ СОШ № 14 | Участие в линейке 1 сентября Участие в совместных уроках |
Нижегородский кремль | Экскурсии по территории Кремля Поход к вечному огню 9 мая |
Также мы используем социальное партнерство с целью повышения профессиональных компетентностей наших педагогов. Так как перед каждым педагогом в условиях реализации ФГОС поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Это такие учреждения как Нижегородский институт развития образования, Нижегородский педагогический университет им Минина, Нижегородский Губернский колледж. Педагоги получают в этих учреждениях педагогическое образование, проходят курсы переподготовки, повышают свою квалификацию на курсах повышения квалификации, проходят аттестационные мероприятия.
В учреждении создана система взаимодействия с сетевым окружением микрорайона детского сада на основе договоров и совместных проектов. Повышается уровень социальной компетентности педагогов и воспитанников, общекультурный уровень всех участников образовательного процесса, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
Создана структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единого образовательного пространства. Все это способствует освоению новых образовательных программ, трансформации мастерства педагогов в формат, отвечающий требованиям цифрового сообщества, внедрению новых образовательных технологий.