ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Создание условий для развития художественного творчества дошкольников посредством экспериментально исследовательской деятельности

66
Автор: Щукарева Екатерина Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №11»Россияночка», г. Нижний Новгород
Категория: Организация и развитие современной образовательной среды детского сада

Аннотация. В данной статье мне хотелось бы рассказать о том, как грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды (далее по тексту — РППС) влияет на развитие творческих способностей дошкольников, помогает развить их познавательный интерес и любознательность.

Ключевые слова: детский сад, развивающая среда, экспериментирование, изобразительные (нетрадиционные) материалы, проектная деятельность, природные материалы.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации РППС надо учитывать, чтобы её содержание носило развивающий характер, было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступным и соответствующим возрастным особенностям детей. Для полноценного творческого развития детей особую роль играет наполняемость центров изобразительной деятельности.

Проанализировав РППС в детском саду, я пришла к выводу, что ее обновление можно рассматривать как одно из условий развития творческих способностей дошкольников. В течение года должно происходить насыщение РППС в соответствии с интересами и потребностями детей. А также свободный доступ к пособиям и материалам, как для изобразительной деятельности, так и для других видов детской деятельности.

Однако, как показывает практика, дидактических пособий часто не хватает, материал для изобразительной деятельности однотипный. Например, для лепки только пластилин, для рисования – карандаши, фломастеры и гуашь. Не хватает бумаги разной фактуры и цвета. Природные и бросовые материалы для создания и дополнения образа зачастую отсутствуют.

В результате я пришла к выводу, что условия, созданные в группах, не дают возможности для развития творческого потенциала воспитанников и требуют некоторой корректировки.

Решила пополнить РППС группы разнообразными изобразительными материалами: природный материал, различные трафареты, а также нетрадиционные изобразительные материалы (уголь, сангина, пастель, свеча, печатки, трубочки для коктейля и т.д.) Мною были разработаны разнообразные дидактические игры и подобраны альбомы («На что похоже», «Придумай узор», «Сочетание цветов», «Рисунки-загадки», «Дорисуй фигуру» и т.д.).

Вместе с детьми на прогулке нашли много интересного для художественного творчества: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя и т.д.

Родители детей с удовольствием приняли участие в пополнении материалов для изобразительной деятельности. Дома нашлось много ненужных интересных вещей – зубные щётки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушки ниток, свечи и т.д. Это вызвало большой интерес у детей, а также показало желание родителей участвовать в развитии детей. Но в процессе знакомства с материалами у детей стали возникать различные вопросы: «Для чего нужны трубочки для коктейля?», «Как использовать в рисовании зубную щетку?», «Как рисовать свечой?».

Тогда мы решили организовать мини-исследовательский центр, в котором дети могли знакомиться со свойствами различных изобразительных материалов и не только. Рисовали разные образы пальчиками, ладошкой, кулаком. Делали это в виде игры. Клали на листок ладошку и придумывали образ, потом дорисовывали.

Для экспериментирования с цветом, использовала различные проблемные ситуации. Например, надо кукле нарисовать оранжевое (фиолетовое) платье, а такой краски у нас нет. Что делать? Надо нарисовать много одинаковых и ровных кругов, но нет кисточки.

Познакомила детей с серией сказок: «Три царевны гуашевого царства», «В гости к краске мы пойдем», «Как две царевны – Красная и Желтая – в гости к друг другу ходили», «Как Синяя царевна в гости к Красной собиралась», «Сказочная история про гномиков» [3].

В свободное время проводили с детьми эксперименты («Как рисовать свечой», «Волшебство акварели», «Я рисую пластилином», «Чудо-мелки», «Волшебные мыльные пузыри» и др.) [3].

Рисование свечой и восковыми мелками вызвало у детей большой интерес. Когда рисунок проявляется это настоящее волшебство, радость открытия.

Пластилиновая живопись привлекла не только детей, но и родителей. В выходные дни они создавали целые картины из пластилина.

Мы сами создали «волшебные краски», смешав в разных пропорциях воду, муку, соль и пищевой краситель. Выяснили, в чем их отличие от обычных красок. Оказалось, что рисование «волшебными красками» ни на что не похоже и напоминает жидкий пластилин. Рисовать кисточками с помощью этих красок у нас не получилось, поэтому мы использовали палочки, пальцы, ладошки.

Выяснили, что же произойдет, если посыпать мокрый рисунок солью. Когда он высохнет, и мы смахнем соль, то соль придаст деталям рисунка различные очертания.

Познакомились со свойствами мела. Мы поместили мелки в сахарный раствор, высушили и узнали, что они стали крепче, а рисунки ярче. А если рисовать на мокрой бумаге, то они ложатся как краска.

Дети также заинтересовались играми с различными природными материалами. Например: с камушками — «Сложи узор»; с крупами – «Разложи на листочке по цвету (величине); с шишками, желудями, каштанами – «Оживи образ»; с манкой и песком – «Посыпь дорожки»; с пуговками – «Большие и маленькие», «Найди такую же».

В начале нашей работы дети с осторожностью экспериментировали с материалами, боялись испачкаться, что-то сломать. А потом стали смелее использовать данные материалы в своих изобразительных работах. У них пропала неуверенность в своих силах, дети стали самостоятельнее, а работы стали более оригинальные. Использовали природные и бросовые материалы в самостоятельной деятельности. Особенно в лепке из пластилина, теста, глины. Образы у детей стали ярче, выразительнее. Не было стандартных, однотипных работ. Дети ощутили незабываемые, положительные эмоции. [2].

Пополнение развивающей среды – поспособствовало вовлечению детей в проектную деятельность. Алгоритмом работы над проектом послужила методика Н.Г.  Комратовой  [1].

Поэтому совместно с родителями участвовали в проекте: «Лепится — не лепится».

Дети самостоятельно выбирали необходимый материал для создания массы для лепки. Фиксировали свои результаты в технологических картах. Затем, совместно с родителями создавали свои изделия. На последнем этапе мы организовали выставку, полученных детских работ, представили результат в виде презентации «Путешествие в Лепляндию».

 В ходе проекта мы выяснили, что лепить можно не только из пластилина, но и из фольги, муки, бумаги, глины, песка. В результате проведенной нами работы у детей повысился интерес к исследовательской проблеме, появилась потребность в углублении и изучении информации по теме проекта. Так же проявилось умение устанавливать необходимые контакты для решения возникающих проблем. Мы увидели заинтересованность родителей в совместной творческой деятельности.

 Таким образом, можно сделать вывод, что организация предметно-развивающей среды влияет на развитие творческих и познавательных способностей дошкольников.

Список источников:

  1. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Сфера, 2007.
  2. Конакова Т.А. Развитие исследовательской активности в условиях изобразительной деятельности дошкольников / Т.А. Конакова, И.В. Румянцева // Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы: сб. статей по материалам региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2015 – С. 68-71.
  3. Лыкова И.А. Путешествие с палитрой: художественное экспериментирование (дидактическая сказка) // Изобразительное творчество и дизайн в детском саду «Цветной мир», — 2008. — № 2;2009. — № 3.
Создание условий для развития художественного творчества дошкольников посредством экспериментально исследовательской деятельности

Категории