ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Создание предметно развивающей среды с помощью дидактических игр

54
Автор: Шичкина Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 226», г. Нижний Новгород
Категория: Организация и развитие современной образовательной среды детского сада

Анотация. В статье представлена практика использования дидактических игр в обучении дошкольников, а также раскрывается насколько большое значение имеют дидактические игры в создании предметно-развивающей среды. Статья предназначена для воспитателей и педагогов дошкольного образования

Ключевые слова: дидактические игры, предметная среда, воспитание, обучение, дошкольники

В современном мире одна из актуальных проблем детских садов построение образовательной среды . В работе с детьми воспитателю необходимо создать предметно-пространственную среду, отвечающую всем требованиям подрастающего общества

Активное включение всего помещения группы ,развивает активность ребенка, условия для воссоздания ребенком взрослых форм деятельности (кухонный уголок, уголок отдыха, салон красоты, ремонтная мастерская). 

В современной  педагогике на первой ступеньке  стоит  задача, развитие личности в  процессе воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития.

Выполнение  воспитателем этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Одна из наших задач — создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.

Создавая развивающую среду в нашей группе компенсирующей направленности, при оформлении уголков , все построено  учитывая особенности детей, посещающих группу. Нашу группу посещают дети разного возраста, поэтому вся мебель подбирается по росту. Интересы, склонности, способности, тоже у каждого воспитанника индивидуальны. Так же роль отводим и гендерной принадлежности. У детей дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.

Наш детский сад работает по образовательной программе разработанной в учреждении на основе программы «От рождения до школы». По содержанию данной программы, дошкольник должен развиваться как субъект деятельности. Ребенок не просто общается в развивающей среде со своим окружением , он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего oкружения, своего Я. Предметно-развивающая среда должна быть яркой, познавательной, эстетичной, поучительной, гармоничной, дoступной, с учетом потребностей и интересов детей.

В нашей группе присутствуют  различные уголки для развития детей.

Спoртивный уголок. В нем подобран необходимый спортивный инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и для подвижных игр. Уголок природы. Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и проводят опыты, экспериментируют.

Зимой и весной мы вместе с детьми выращиваем лук, укроп, редис и конечно рассаду цветов для будущих цветников.

Дети проводят наблюдения за ростом растений, помогают за ними ухаживать — поливать, рыхлить землю.

Также у нас есть книжный уголок, в котором подобраны книги по возрасту детей, музыкальный уголок.

Игра — это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Одним из видов детских игр является дидактическая игра. Первая особенность дидактических игр заключается в том, что они своим содержанием осуществляющих обучение, несут в себе обучающие задачи, решение которых происходит средствами активной, увлекательной для детей игровой деятельности. Второй особенностью дидактических игр является насыщенность обучения эмоционально-познавательным содержанием, что соответствует самой природе ребенка. И, наконец дидактическая игра позволяет проводить учебные занятия с небольшими группками детей, даже с одним ребенком. Дидактическая игра является стимулятором речевой активности, она заставляет говорить даже молчаливых и застенчивых детей. Дидактические игры с целью развития родного языка, входящих в состав каждого речевого занятия по ознакомлению детей с  национальной культурой, а также используются для укрепления приобретенных знаний в повседневной жизни.

Огромную роль в предметно-развивающей среде занимают дидактические игры. Большое значение дидактических игр в обучении детей, в усвоении учебного материала ,в привитии их интереса к обучению, в группе компенсирующей направленности . Детям в таких группа свойственна слабость процессов возбуждения и торможения. Замедляется восприятие материала. У  многих детей плохо развита речь .В такой группе у детей наблюдается очень низкий уровень развития мышления, так как оно формируется в условиях неполноценного чувственного, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Слабость мышления, мешающая детям таких групп ,выделить существенное при запоминании материала, связать между собой его отдельные элементы, резко понижает качество их памяти. Все эти особенности познавательной деятельности можно достичь с  помощью дидактических игр. Стоит отметить коррекционно-развивающую функцию дидактической игры. Нужно обратить внимание на то, что в процессе использования игровой формы занятий в дошкольном учреждении для  детей перед ними крайне необходимо ставить познавательные, учебные задачи, несмотря на то, что у детей еще не сформированы ни познавательные интересы, ни учебная деятельность.

Игра является мощным воспитательным средством, которое естественно тренирует все стороны ребенка и уменьшает его недостатки. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, который ей совсем недоступен в обычной ситуации. Дидактические игры являются одним из эффективных приемов активного усвоения знаний и умений

Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактической игры дети учатся на практике самостоятельно применить полученные знания в новых, игровых условиях, что благотворно влияет на их умственное развитие. Свою обучающую роль дидактические игры выполняют успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами работы по формированию представлений и понятий.

Использует игры в обучении и воспитании детей всех возрастных групп при необходимости актуализировать их опыт, повторить, уточнить, закрепить приобретенные знания и представления о природных явлениях, труд и быт человека. Прибегают к ним и после наблюдений, экскурсий, бесед и других занятий.

Дидактическая игра » Кто лишний?»

Цель игры: развить логическое мышление, память. развивать настойчивость, систематизировать знания о птицах и животных, овощах и фруктах; сформировать умение обобщать, группировать предметы по определенному признаку, подбирать к ним обобщающее слово (домашние животные, дикие животные, птицы, насекомые, фрукты, овощи, ягоды).

Задача: посмотрите на фотографии. Кто (что) изображен на них? Кто (что), на ваш взгляд, здесь лишний? Почему?

Как сделать:

1) найдите нужные картинки в Интернете, поместите их в текстовый редактор. Расположите картинки в ряд так, чтобы одна из них была «лишней». Печать, размытие и наклеивание на картон для долговечности. Он может быть ламинирован или оклеен широкой клейкой лентой.

2) вырезать из старых журналов, газет, книг нужные рисунки. Приклейте их на картонные полоски.

3) печать готовых образцов.

Варианты задания: вы можете пополнить эту игру новыми картами, в зависимости от тематики: мебель, одежда.

Дидактические игры по развитию речи делятся на несколько групп дидактические игры на ознакомление детей с новой лексикой и закрепление изученных слов. Эти игры используются на каждом занятии в соответствии с его темой. К ним относятся такие игры: «Что в сумке?», «Посылка», «Скажи наоборот», «Выставка игрушек», «Бабушкин сундук», «Путешествие к бабушке», «В гостях у дедушки», «Наша семья», «Кому что?», «Что для чего?», «Осень богатую будем спрашивать», «Бабушкин двор», «Овощной и фруктовый базар», «Кто больше назовет слов?», «Путешествия».Серия дидактических игр с куклой. Дидактические игры на закрепление звукопроизношения, развитие фонематического слуха и интонационной выразительности . К ним относятся игры «Кто позвал?», «Какой звук потерялся?», «Закончи слово», «Узнай слово», «Кто как кричит?», «Телефон», «Скажи, как я», «Кукушка» и т. др. Дидактические игры на формирование грамматической правильности речи: «Что изменилось?», «Он, она, Оно, они», «замены другим словом» « «Один и много«,»Три медведя». «Скольких не стало?», «Кто что делает?», «Найди нужную картинку» и т. д. Дидактические игры по развитию связной речи (диалогического и монологического) С целью развития и укрепления навыков диалогической речи используются игры «в магазин» («Магазин игрушек», «Продуктовая лавка», «Хлебная лавка», «Зоомагазин», «Магазин одежды», «Магазин обуви», «Молочная лавка», «В магазине»), с телефоном («Разговор по телефону», «Поздравь», «Приглашение», «Звоним»), игры с героями сказок, по сюжетам литературных произведений.

Создание предметно развивающей среды с помощью дидактических игр

Категории