ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Роль методической службы в организации развивающей предметно-пространственной среды для реализации основной образовательной программы ДОУ

50
Автор: Панькина Ирина Александровна, заместитель заведующего Масанкина Галина Селиверстовна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 382 «Кораблик», г. Нижний Новгород
Категория: Организация и развитие современной образовательной среды детского сада

Аннотация. В статье представлена система мероприятий методической работы с педагогами для создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении, соответствующей ФГОС ДО и обеспечивающую реализацию Основной образовательной программы.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, методическая неделя, Основная образовательная программа учреждения.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в дошкольных организациях всегда был актуален. РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Поэтому, она может быть, как мощным стимулом развития воспитанников, так и преградой, ограничивающей проявление индивидуальных творческих способностей. Роль взрослых заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на социальный компонент, а также систематическое дополнение, обновление и вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.

В ходе выполнения требований ФГОС ДО перед нашим коллективом встало много вопросов, в том числе: «Соответствует ли сегодняшняя среда детского сада новым требованиям?» и «Как создать эффективную РППС, соответствующую ФГОС ДО и обеспечивающую реализацию Основной образовательной программы  ДОУ (далее — ООП)?» Эти вопросы легли в основу нашей работы, как методической службы, с педагогическим коллективом по организации РППС дошкольного учреждения.

Вариативность развивающей среды ДОУ обусловлена спецификой его деятельности в целом, особенностями контингента воспитанников, содержанием образовательной программы, приоритетными задачами.

Задачи работы методической службы с педагогами:

  1. Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов в вопросах формирования и использования РППС в воспитательно-образовательных целях.
  2. Отработать алгоритмы использования предметного и игрового оборудования в центрах детской активности в каждой возрастной группе в течение учебного года.

Свою работу с педагогами мы условно разделили на два этапа:

  1. теоретический (Цель: ознакомление педагогов с нормативно — правовой базой и научно-методической литературой по данной теме.),
  2. аналитико-практический (Цель: преобразование РППС в групповых помещениях в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДОУ).

На 1 этапе мы познакомили педагогов с требованиями ФГОС ДО к РППС («Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» раздел III пункт 3) [7] и представили другие нормативные документы федерального уровня для самоизучения (нормативно-правовая база представлена в Списке литературы), на которых основывается организация среды. ООП ДОУ разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, где в разделе «Условия реализации программы» прописаны основные требования к организации среды, которые мы должны учитывать при создании РППС в группах. [9, стр.209].

Росту профессионального мастерства педагогов во многом способствует дифференцированный подход при оказании методической помощи, который предполагает учет уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Поэтому домашним заданием для молодых педагогов стало изучение Концепции построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина и др.) [1].

Обсуждение изученного материала педагогами прошло за круглым столом. Итогом теоретического этапа стала деловая игра «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»,цель которой: оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме и предложили памятку «Методические рекомендации к организации РППС группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

На втором этапе использовали такую форму методической работы с педагогическим коллективом как «Методическая неделя», основная цель которой: систематизация знаний педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех педагогов к работе по единой теме.

На установочном педагогическом совете была выбрана творческая группа педагогов по данной проблеме и педагогам предложены анкеты с целью анализа педагогической компетентности по проблеме создания эффективной РППС, стимулирующей развитие дошкольников. По результатам анкетирования строилась дальнейшая методическая работа  с педагогами.

В 1-й день методической недели педагоги познакомились с памяткой «Особенности проектирования и организации РППС в ДОУ», где для самостоятельной работы педагогов был предоставлен алгоритм преобразования РППС в группе в соответствии с ООП.

Алгоритм

Также педагогом-психологом был проведен семинар «Использование цвета в проектировании ППРС».

2-й, 3-й день были даны педагогам для анализа среды групп и самостоятельной работы по ее созданию с учетом содержания Программы ДОУ, которая строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании. Старшим воспитателем была проведена педагогическая мастерская «Традиции русской культуры как элементы построения РППС».

Для работы с начинающими педагогами мы использовали такие формы методической работы, как консультация – практикум «Учет гендерной специфики при создании развивающей среды»;      практическое занятие «Планирование и организация индивидуально-дифференцированного подхода образовательной работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

  • « Кого учить и воспитывать?» — психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет этнокультурных условий развития.
  • «Зачем учить и воспитывать?»- определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей, расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.
  • «Чему учить?» — осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.
  • «Как учить и воспитывать?» — рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.

4-й день методической недели был посвящен взаимопросмотру РППС в группах. Воспитателям было предложено оценить развивающую среду в других группах на данный момент и соотнести с требованиями ФГОС ДО и содержанием ООП. Групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества, когда, сотрудничая с более опытными коллегами, успешнее начинают работать «менее активные» педагоги.

5-й день — оперативное совещание «Подведение итогов методической недели», где педагоги высказали свое мнение о проделанной работе.

Такая форма работы, как методическая неделя, дала свои положительные результаты: педагоги повысили свою психолого-педагогическую компетентность по данному вопросу, была создана РППС в группах, соответствующая требованиям ФГОС ДО и ООП ДОУ, составлены Паспорта оснащенности групп и кабинетов.

Необходимо помнить, что среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Список источников:

  1. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, — М: Просвещение,1993 г.,
  2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федерльными государственными образовательными стандартами дошкольного образования / методическое пособие. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Родионова О.В, Рабинович П.Д. Марич Е.М. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г. – 283с.
  3. От рождения до школы / примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. – 352с.
  4. Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  5. Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»,
  6. Приказ Министерства образования РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
  7. Письмо Минобрнауки РФ 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Роль методической службы в организации развивающей предметно-пространственной среды для реализации основной образовательной программы ДОУ

Категории