ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Размышления о профессии «Не навреди!» — мой закон

136
Автор: Ирина Суменкова, мастер производственного обучения поваров, кондитеров группы №18, ПАМТ им. И.И.Лепсе, Павловский район.
Категория: Всестороннее развитие личности ребенка

Техникум – это особая страна: здесь свои правила и законы, праздники, будни, особый уклад жизни. Но самое главное — то, что в нашем техникуме  особая атмосфера. Я почувствовала это сразу, как только пришла сюда работать мастером производственного обучения поваров, кондитеров. Было это в 2018 году.

ОСОБАЯ АТМОСФЕРА

Я педагог со стажем, с высшим педагогическим образованием, однако 15 лет я работала в основной школе. А теперь мне предстояло покорить профобразование, взяв 25 «поварят», как я их ласково называю, и стать для них мастером, открывающим путь в профессию, совмещая в работе не только должности мастера и преподавателя, но и классного руководителя, заслужить их доверие, став для них, по сути, еще и второй мамой. Волнений и сомнений на этот счет было немало.

Повторюсь, главное, что я отметила для себя из вышесказанного – это особая в техникуме атмосфера. Она витает везде: какой-то особенной тишиной в коридорах во время уроков, легким гомоном — в перемену, жужжащие мальчишеские и шушукающиеся девчачьи стайки, а еще — особенные юмор и шутки на уроках.

С первых дней знакомства со студентами мы  приглядывались друг к другу, просчитывали наши поступки, в общем, как говорится, пробовали наши отношения «на зубок». Ребята приходят в ПАМТ из разных школ района, от разных учителей, из разных семей и социальных групп, но в стенах нашего профтеха они очень быстро становятся одной семьёй. Да-да, семьей. Ведь столько здесь разных судеб! Кому-то взаимоотношения с мастером или педагогом компенсирует отсутствие отца, кому-то – матери, кто-то находит среди новых сокурсников тех, кто станет в дальнейшем практически братом или сестрой… И для меня важно было поддержать это ощущение родного человека, чтобы ребята не разочаровались в старшем наставнике, чтобы верили ему, чтобы студенты позволили на последних порах юношества что-то подправить в их иногда искореженных, иногда раненых душах и судьбах, подкорректировать порой ошибочный взгляд на реальную жизнь, предостеречь от страшных ошибок в будущем и научить профессии, которую возьмут с собой в дорогу.

РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ

Любое свое дело я начинаю обдумывать с тезиса «Не навреди!». Цель урока, практики или классного часа, выбор технологии преподавания, составление этапов урока я начинаю с моего внутреннего вопроса-эксперта: «Не навредит ли задуманное и запланированное мною моим мальчишкам и девчонкам? Принесёт ли им максимальную пользу в учебе профессии? Получат ли студенты что-то новое и полезное после проведенного урока или мастер-класса?»

И мои наблюдения всё чаще склоняют меня к использованию на занятиях той методики и тех средств, которые работают на результат.

БЕЗ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА СКУЧНО

Как человек творческий, без творческого подхода мне скучно. Поэтому я с первых дней рассматривала программу обучения поваров, кондитеров с точки зрения мотивации и стимулирования. Это то, что позволяет увлечь моих студентов, помогает утвердиться в выбранной профессии. Поэтому на своих занятиях в качестве оценочных материалов у меня не просто тесты или контрольные работы, а творческие работы.

Например, очень нравится ребятам создать свой собственный рекламный буклет определенного кулинарного блюда! Это может быть и авторское изделие, и что-то из кухни народов мира, и самые известные рецепты, классические и дополненные собственными ингредиентами. Буклеты ребята оформляют красочно, складывая по правилам лист, распределяя информацию для виртуального потребителя, добиваясь его внимания при выборе заказа. Блюдо изучается со всех сторон: набор продуктов, рецептура, история происхождения, оформление. Соперничество в группе ведет к самым положительным результатом. И если первые буклеты получались слабыми, неаккуратными, неполными по информации, то увидев творческий подход своих однокурсников, получивших высокие баллы за более сильную работу, в следующий раз и они подтягиваются, стремясь к совершенству.

И УРОКИ САМЫЕ РАЗНЫЕ

Любим мы с ребятами разнообразить виды занятий: это и уроки-путешествия по странам на тему «Региональные кухни» (изучение блюд, распространенных в тех или иных регионах страны), и игры-дуэли: группа делится на две команды, и начинается «стрельба» друг в друга вопросами из изученного материала и шквалом ответов с другой стороны. Так в игровой форме повторяется пройденный материал. А самые активные дуэлянты и ответчики получают высокие оценки.

Большим подспорьем в моей работе сегодня является и интернет-ресурс: мастер-классы, видеофильмы, видео-уроки, которые мои студенты очень приветствуют. На видео от шеф-поваров ведущих ресторанов страны можно поучиться мастерству приготовления самых изысканных и сложных блюд, получить мотивацию попробовать приготовить новое блюдо самостоятельно или на практике в группе. На уроках-лекциях сложный и объемный материал помогают разобрать по полочкам компьютерные презентации, после которых студенты самостоятельно учатся выбирать главное, делать выводы и умозаключения.

Конечно, сегодня на уроках по поварскому делу нельзя обойтись и без традиционных занятий, которые в большей степени использую и я: лекция, урок-знакомство, урок-зачет, контрольная работа, тестирование, урок-повторение и т.д. К тому же и проверенные временем лабораторные работы и уроки- практики позволяют на деле закрепить полученные теоретические знания. Без классики, как говорится, никуда.

ДИДАКТИКА – СОВРЕМЕННАЯ ТАКТИКА

Часто на занятиях по междисциплинарным курсам я использую раздаточный материал в виде карточек с названиями сырья, продуктов, из которых необходимо составить рецептуру определенного блюда, рассказать технологию его приготовления, написать технологическую или калькуляционную карту.

ПЛЫВЁМ ПО ВЕРНОМУ КУРСУ

За два года мои поварята подросли, многому научились. Почти к каждому из моих мальчишек и девчонок удалось найти «волшебный ключик» и сохранить доверие к себе. Почему «почти»? Потому что, как и в любой группе, есть прилежные, а есть случайные попутчики, кто выбрал профессию не по душе, а просто по наитию. Так что трудности с неприлежными и прогульщиками, конечно, есть, как и у всех. Но и над этой проблемой работа продолжается, всё под контролем. А освоение профессии повара, кондитера идет по намеченному курсу. Двигаемся к заданной цели и верим в успех!

Размышления о профессии «Не навреди!» — мой закон

Категории