Категория: Организационные аспекты работы методиста
Организационно-методическое направление работы методиста профессиональной образовательной организации по единой методической теме
Организационно-методическая в профессиональной образовательной работа тесно связана с научно-методической. Если научно-методическая работа представляет собой непрерывную рефлексию учебно-воспитательного процесса, непрерывный поиск, то организационно-методическая работа относится больше к трансляции, распространению, популяризации накопленного опыта. И это, в свою очередь, дает толчок для нового витка рефлексии и эвристики.
Очень ценной формой работы по единой методической теме является организация педагогических чтений.
При проведении педагогических чтений каждый педагог сможет проанализировать свой опыт, взглянуть на него «чужими глазами» и определить для себя ту базовую методику, которую он хотел бы применять в своей деятельности. Мотивы выбора могут быть разными: у кого-то уже имеются интересные результаты, кому-то хочется углубить свои знания за время подготовки к педагогическим чтениям, кому-то усовершенствовать свой опыт работы
Подобная форма общения позволяет не только принять участие в обсуждении актуальных проблем, подвести итоги своей деятельности, порадоваться успехам своих учащихся и коллег, но и получить необходимую информацию для эффективной работы.
Среди целей проведения педагогических чтений можно назвать следующие:
- повышение уровня знаний педагогических работников в области практической педагогики;
- углубленное изучение современных педагогических технологий и методик преподавания предметов общеобразовательного и производственного циклов;
- совершенствование навыков исследовательской работы педагогов;
- совершенствование умений педагогов систематизировать, обобщать и презентовать результаты своего труда;
- обмен опытом работы педагогов.
Работа по организации педагогических чтений достаточно сложна. Для начала возможно проведение анкетирования с целью выяснения потребностей и интересов педагогов в профессиональной деятельности.
Обсуждение результатов анкетирования возможно провести на заседаниях методических объединений. По результатам обсуждения формируется тема педагогических чтений, согласованная с единой методической темой. Затем разрабатывается соответствующее Положение, которое утверждается директором.
В дальнейшем методист выступает в роли консультанта в эвристической, исследовательской деятельности педагогов. Следует отметить, что широкий простор для эвристики открывает Интернет. Следовательно, методист должен обладать высокой информационной культурой, уверенно ориентироваться в информационной пространстве, уметь управлять мультимедиа ресурсами. Очень важно, чтобы поиск был системным, целенаправленным, эффективным. Необходимо не распыляться по информационным пространствам, но отбирать тот материал, который необходим для успешной работы методической службы и эффективной исследовательской работы педагогов при подготовке к педагогическим чтениям в частности, и повышения профессионального уровня вообще. Умение работать с виртуальными сообществами педагогов, в том числе зарубежных, участие в виртуальных конференциях, работа с форумами позволит во многом оптимизировать работу методиста и педагогов, сделать ее творческой и интересной.
Одно из психологических требований к организации педагогических чтений — высокий уровень педагогического такта методиста. По итогам педагогических чтений возможно, даже необходимо формирование сборника материалов, с размещением его на сайте образовательной организации[1].
Одной из основных структур методической работы являются методические объединения (МО), либо предметные (цикловые) комиссии, участие в деятельности, которых для всех педагогов является обязательным как элемент индивидуальной методической работы. Методические объединения создаются в образовательном учреждении, если в ней работают три и более педагогов данного профиля. Методобъединения бывают предметными, для мастеров производственного обучения, кураторов групп, педагогов дополнительного образования.
На заседаниях МО рассматриваются вопросы повышения теоретического и методического уровней организации учебной и воспитательной работы, изучаются современные концепции, передовой педагогический опыт, нормативные документы, обсуждаются результаты обучения и воспитания учащихся, осуществляется обмен опытом работы.
Данная традиционная форма коллективной методической работы не утратила своей значимости в гимназии. В тематику заседаний входят вопросы:
— обсуждение методики, теории психологии;
— анализ программ, учебников, методических пособий;
— итоги самостоятельных и контрольных работ учащихся;
— обсуждение и утверждение системы открытых уроков, их анализа и самоанализа;
- изучение инструктивно-методических материалов;
- разработка текущих методических материалов для проведения с учащимися разнообразных занятий и мероприятий;
- организация творческих отчетов педагогов;
- планирование работы с учителями на диагностической основе[2].
Участие в работе методических объединений является неотъемлемой частью организационно-методической деятельности методиста.
Еще одной формой организационно-методической работы, значение которой трудно переоценить, является организация работы «Школа педагога», которая призвана помочь успешно адаптироваться выпускникам вузов, начинающим педагогам, быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с обучающимися.
Работа «Школы педагога» позволяет выявить и распространить опыт, современные и востребованные идеи среди педагогов и коллективов учреждений. Формами работы такой школы могут быть специально организованные стажировки в учреждениях, у конкретных педагогов, встречи с опытными преподавателями, мероприятия, уроки, проводимые высококвалифицированными специалистами, лекции по заявкам педагогов, тренинги, консультации, практикумы, стажировка у опытного коллеги, мастер-классы и др[3]. Методическая служба, по итогам аналитической работы в течение года, планирует, организует и направляет работу «Школы педагога»[4].Данное направление позволяет оптимально спланировать работу методических объединений и правильно отобрать вопросы для разработки методических рекомендаций.
Таким образом, организационно-методическая работа, выстроенная как системная и систематичная, позволяет без дополнительных затрат оптимизировать учебно-воспитательный процесс и повысить качество образования. Кроме того, данное направление деятельности позволяет эффективно выстраивать систему социального партнерства образовательной организации, что является насущным требованием времени.
Приложение 1
Утверждаю
Директор ГБПОУ ПАМТ им. И.И. Лепсе
________ А.В. Иванова
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении в 2018-2019 учебном году научно-педагогических чтений
«ПЕРЕХОД НА ФГОС СПО ТОП-50 И АКТУАЛИЗИРОВАННЫЕ
СТАНДАРТЫ: ПРОБЛЕМЫ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ»
1. Общие положения
1.1 Педагогика — наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой всех основных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов в развитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания.
1.2 В тесном содружестве педагогов-практиков лежит залог успешного развития педагогики. Участие преподавателей и мастеров производственного обучения в общем научном методическом поиске представляет характерную особенность современного этапа развития педагогической науки.
1.3 При проведении педагогических чтений каждый педагог сможет проанализировать свой опыт, взглянуть на него «чужими глазами» и определить для себя ту базовую методику в рамках личностно-ориентированной педагогики в обсуждении которую он хотел бы применять в своей деятельности. Мотивы выбора могут быть разными: у кого-то уже имеются интересные результаты; кому-то хочется углубить свои знания за время подготовки к педагогическим чтениям; кому-то усовершенствовать свой опыт работы
1.4 Подобная форма общения позволяет не только принять участие в обсуждении актуальных проблем, подвести итоги своей деятельности, порадоваться успехам своих учащихся и коллег, но и получить необходимую информацию для эффективной работы в рамках личностно ориентированного подхода в педагогике.
2. Основные цели педагогических чтений
— повышение уровня знаний педагогических работников училища в области личностно ориентированной педагогики;
— углубленное изучение современных педагогических технологий и методик преподавания предметов общеобразовательного и производственного циклов;
— совершенствование навыков исследовательской работы педагогов;
— совершенствование умений педагогов систематизировать, обобщать и презентовать результаты своего труда;
— обмен опытом работы педагогов.
3. Организаторы педагогических чтений
Администрация и методическая служба Государственного бюджетного образовательного учреждения «Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе» г. Павлово.
4. Сроки проведения
Для участия в педагогических чтениях необходимо текст предполагаемого выступления предоставить в бумажном и электронном варианте методисту в срок до 10 марта.
Педагогические чтения проводятся в 3 неделю марта.
5. Требования к содержанию материалов
Необходимо точно сформулировать тему, она должна касаться личностно ориентированной педагогики. Это может быть целостная система работы педагогов разных направлений, образовательного учреждения, методической службы, одного педагога, методиста, руководителя. В материалах должны быть отражены: актуальность, перспективность и научно-методическое обоснование; новизна и практическая значимость; динамика становления и развития системы работы педагога, ПОО; результат педагогической деятельности, возможные перспективы развития опыта работы; связь с современными психолого-педагогическими теориями и технологиями; сущность опыта, его технология: система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы и методы работы.
6. Требования к оформлению материалов
Материалы должны быть тщательно отредактированы и подписаны автором.
Текстовый редактор – Word.
Параметры страницы – поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2 см, правое – 2 см.
Таблицы не должны выходить за рамки текста.
Графики, рисунки – в черно-белом варианте.
Шрифт – TimesNewRoman, 14.
Междустрочный интервал – полуторный.
Объем материалов – до 5 страниц текста на бумаге формата А4.
Сноски – постраничные.
Приложение
2
[1] См., например, https://pamtlepse.ru/?ddownload=4946
[2]См. Горохова Ф.Х., заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 1 г. Орска Организация методической работы в гимназии//http://bank.orenipk.ru/Text/t36_101.htm
[3]По Л. В. Байбородова, М. И. Рожков Модель методического обеспечения профессионального роста педагогов сельской школы // http://history.yar.ru/vestnik/novosti_i_problemy/13_3/
[4]Примерный план «Школы педагога», как часть комплексного плана работы профессиональной образовательной организации, дан в Приложении 2
Школа педагога
№ п/п |
Содержание деятельности. |
Форма проведения |
Срок |
Ответственный |
Прогнозируемый результат. |
|
Методика разработки мультимедийных ресурсов учебного назначения с применением Интернет-технологий |
Семинар-практикум |
Сентябрь-Октябрь |
Методисты, инженер-электроник |
Повышение информационной культуры педагогов, навыков применения современных информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. |
|
Разработка и совершенствование программ ПМ, ОП. Разработка ФОС. Работа с учебными планами ОПОП СПО (ППКРС и ППССЗ) |
Семинар-практикум |
Ноябрь-Декабрь |
Зав. методическим кабинетом, методисты. |
Совершенствование навыков работы с учебно-планирующей документацией. |
|
Совершенствование КМО самостоятельной работы обучающихся. |
Семинар-практикум |
Январь |
Зав. методическим кабинетом, методист. |
Разработка и совершенствование КМО самостоятельной работы обучающихся. Совершенствование навыков оптимизации самостоятельной работы. |
|
Руководство исследовательской деятельностью обучающихся. |
Семинар |
Апрель |
Заведующая методическим кабинетом, методисты, руководители ПЦК |
Формирование навыков научных исследований и научного руководства исследовательской деятельностью обучающихся в соответствии с современными требованиями к учебно-воспитательному процессу. |