ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности с воспитанниками

94
Автор: Шаманина Ирина Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 457», г. Нижний Новгород
Категория: Организация и развитие современной образовательной среды детского сада

Современный мир – это мир цифровых технологий. Мы сталкиваемся с ними повсюду. На работе, дома, в общественных местах (магазинах, общественном транспорте) и т.д. Всю необходимую информацию мы получаем через телекоммуникации, интернет-технологии.

Информационно-цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни современных детей с самого раннего возраста. Формирование знаний об окружающем мире происходите не только через родителей, социальные отношения, но и через всевозможные информационно-цифровые ресурсы. С рождения дети тянутся к телевизору, мобильным устройствам, компьютеру.

Данные устройства привлекают детей как в игровом, так и в познавательном плане. Информационно-цифровые технологии позволяют обогащать представления детей в более ярком, красочном, полном, интересном формате.

Именно поэтому развитие информационно-образовательного пространства и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в детском саду имеет большую роль в образовании дошкольников.

В настоящее время развитие информационно-образовательного пространства является одной из главных задач образовательных организаций.  

В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся. [4]

Структура государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» включает в себя приоритетный проект. Целью проекта является создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства. [1]

ФГОС ДО предусматривает наличие информационно-образовательного пространства.

  1. Создание материально-технических условий реализации программы:
  2. оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  3. требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
  4. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).
  5. Создание условий для работы с родителями (законными представителями) в образовательной деятельности [5].

Информационно-образовательная среда (ИОС) – это информационная среда, которая основана на использовании техники, цифровых технологий, целенаправленно создающаяся для осуществления непрерывно образовательной деятельности.

В своей образовательной деятельности мы используем следующие виды техники:

  1. Телевизор с видеоплеером;
  2. Бумбокс;
  3. Сенсорная панель;
  4. Мультимедийную систему, которая включает в себя экран и проектор.
  5. Ноутбук с принтером.

Данная информационно-образовательная среда дает возможности для:

  1. Просмотра обучающих видеоматериалов. Сюда входят обучающие видеоролики по разным образовательным областям (познавательное развитие, безопасность, социально-коммуникативное развитие). Такие как: «Баба-яга учится считать», «Игры для тигры», «Занимательная логика», «Говорим правильно», «Правила дорожного движения».
  2. Прослушивания музыки и песен. У нас созданы копилки музыкальных произведений:
  3. классическая музыка по программе;
  4. аудио сказки для разных возрастных групп;
  5. песенный материал, который используется нами для подготовки к различным мероприятиям.
  6. составления и показа различных презентаций по темам ОП ДО.

Нами широко используются презентации для ознакомления воспитанников с новыми темами. Например: «Хлеб всему голова», «Известные люди Нижнего Новгорода», «Традиции русского народа» и многое другое.

Также с помощью презентаций мы создаем интересные развивающие занятия, составленные в игровой форме. Это различные кроссворды, «брей-ринги», развивающие задания занятия-путешествия «Космос», «Подводный мир» и многое другое.

  • Составления развивающих игр при помощи специальных компьютерных программ.
  • Индивидуального обучения и развития. Индивидуализация образования является одной из главных задач ФГОС ДО. Использование ИКТ технологий позволяет успешно решать задачу индивидуализации.
  • Планирование образовательной деятельности. Планирование образовательной деятельности осуществляется нами при помощи ноутбуков и ПК. Незаменимым помощником в написании планов являются созданные нами электронные библиотеки. Также ноутбук необходим при заполнении информационной документации (списки группы, сведения о родителях (законных представителях), мониторинг). Технические средства являются незаменимым помощником при подготовке к аттестации педагогических работников; при написании отчетов и сообщений.
  • Подбора демонстрационного материала. Различные Internet сайты позволяют подобрать выскококачественный материал для занятий, для оформления папок-передвижек, составления лэпбуков.
  • Быстрого и эффективного получения всей необходимой информации. В нашем Учреждении есть доступ к интернету, где любой педагог может получить точную и достоверную информацию по интересующему его вопросу.
  • Взаимодействия с педагогами, специалистами, родителями (законными представителями). Одной из задач ФГОС является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)». Взаимодействие осуществляется при помощи различных социальных сетей (Viber, WhatsApp, электронная почта). Очень удобные приложения, которые позволяют педагогам быстро и вовремя доносить нужную информацию до родителей (законных представителей). И наоборот, возникшие вопросы родители пишут сразу педагогу. Каждого родителя интересует как прошел день их детей или любое мероприятие. Для информирования родителей мы используем цифровые фоторамки. 

Проводим с родителями, педагогами мастер-классы, такие как «Лаборатория речевого развития», «Песочная анимация».

Информационные технологии значительно расширяют возможности взаимодействия родителей (законных представителей) с представителями Учреждения.

Возможности PowerPoint позволяют готовиться к родительским собраниям, к проведению семинаров-практикумов, консультаций с родителями (законными представителями).

Использований цифровых технологий позволяет приобщить родителей (законных представителей) к участию  в воспитательно-образовательном процессе Учреждения.

В образовательной деятельности с воспитанниками мы наиболее активно используем возможности сенсорной панели.

Работа с сенсорной панелью позволяет реализовывать следующие виды деятельности:

  • игровая, с использованием развивающих игр;
  • познавательно-исследовательская;
  • восприятие художественной литературы, с использованием иллюстраций;
  • изобразительная, в частности, изотворчество с помощью программы Tux Paint. Здесь ребята могут рисовать как обычными инструментами (краски, карандаши), так и нестандартными (волшебная палочка, трафареты);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений).

 Для создания развивающих игр и упражнений мы используем сайт LearningApps.org. это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей). [6]

С помощью данной платформы мы создаем различные плакаты по темам, предусмотренным программой.

Список источников:

  1. https://learningapps.org
  2. Государственная программа «Развитие образования» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/
  3. Интерактивное образование. Электронная газета. http://io.nios.ru/articles2/81/10/sovremennaya-informacionno-obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-raboty-po-fgos-do
  4. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения [Текст]: практическое руководство. / Б. П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. (Правовая библиотека образования).
  6. Федеральный закон «Об образовании в РФ» ст. 16, п. 3 
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности с воспитанниками

Категории