Категория: Аспекты электронного и дистанционного образования
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (из опыта работы ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»)
В разрезе цифровой трансформации на первое место выходит электронная дидактика – это не просто «педагогика с использованием компьютеров и современных гаджетов » в обучении. Они всего лишь его «бездушные» средства. Куда важнее здесь не средства, а методы работы с информацией и, в конечном итоге, – со знанием. В XXI веке перспективным является интерактивное взаимодействие с обучающимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. Дистанционное обучение актуально для современного образовательного процесса, т.к. позволяет снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как обучающихся, так и преподавателей и т. п.); сократить время на обучение; участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий; проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.; создать единую образовательную среду.
С целью осуществления образовательного процесса на очном и заочном отделении в ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж» на платформе системы Moodle НИРО (http://www.dood.niro.nnov.ru/course/) разработаны дистанционные курсы, один из которых курс ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи. Целевые установки курса: практическое овладение языком для профессионального общения, развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению русского языка и культуры речи, дальнейшего самообразования с помощью данного предмета, к использованию русского языка и культуры речи в других областях знаний, к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном языке. Задачи: общаться на русском языке на профессиональные и повседневные темы и темы профессиональной направленности, самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас, развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе освоения дистанционного курса и формирования, развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Курс состоит из 4 разделов, а также информационного раздела и итогового. Формы представления учебного материала в СДО Moodle:
Наимено-вание раздела |
Содержание раздела |
КОМПОНЕНТЫ |
Информационный раздел |
Новостной форум |
|
Маршрутная карта |
||
Книга «Инструкции» |
||
Форум-знакомство (форум «Простое обсуждение»)«Давайте познакомимся – мы вместе», Форум-копилка «Кладезь идей» (Стандартный форум для общих обсуждений) |
||
Журнал курса |
||
Раздел 1 Роль языка в жизни человека и общества |
Материалы к изучению |
Электронная книга-справочник «Понятие о русском литературном языке» |
Лекция «Особенности устной и письменной речи» |
||
Онлайн-презентация «Речевое общение» ( интернет-ресурс) |
||
Кластер «Качества речи» |
||
Презентация «Качества речи» |
||
Лекция «Основные качества речи» |
||
Практикум |
Словарь по теме «Речь и речевое общение» |
|
Криптекст «Речевое общение» |
||
Кроссворд «Речевое общение» |
||
Игра «Виселица» «Общение» |
||
Контрольные задания |
Контрольные вопросы |
|
Коммуникативная линия |
Форум «Путь к знаниям» (Форум вопросов и ответов) |
|
Форум «Интернет-гостинная» «Зачем человеку нужен язык?»(Форум общих обсуждений) |
||
Форум-консультация «Практикумы – по плечу!» (Форум «Простое обсуждение») |
||
Форум-рефлексия |
||
Раздел 2 Функцио-нальные стили речи |
Материалы к изучению |
Электронная книга-справочник «Стилистика» |
Видеоурок (интернет-ресурс) «Как определить стили речи» |
||
Презентации «Стили речи»: «Научный стиль речи», «Официально-деловой стиль речи», «Публицистический стиль речи», «Разговорный стиль речи», «Художественный стиль речи» |
||
Практикум |
Создание базы данных «Стили речи на профессиональную тему» |
|
Контроль-ные задания |
Контрольные вопросы |
|
Задание к разделу 1 «Заполнить таблицу-шаблон» |
||
Задание к разделу 2 «Эссе «Стили речи, востребованные в моей профессии» |
||
Викторина |
||
Коммуника-тивная линия |
Форум –консультация «Практикумы – по плечу!» (Форум «Простое обсуждение», Форум консультация «Как создать тексты разных стилей речи и жанров?» (Форум «Простое обсуждение») |
|
Форум-рефлексия |
||
Чат-семинар «Роль стилистики в профессиональной деятельности», Интернет-гостиная «Зачем педагогу нужна стилистика?»(Форум общих обсуждений) |
||
Раздел 3 Особенности культуры речи |
Материалы к изучению |
Электронный учебник «Основные аспекты культуры речи» |
Лекция «Языковые нормы» |
||
Папка с лекционным материалом «Языковые нормы речи»: «Морфологическая норма», «Орфоэпическая норма», «Синтаксическая норма», «Стилистическая норма». |
||
Кластер «Речевые ошибки и как их исправить?» |
||
Практикум |
Презентация для изучения «Классификация норм речи» |
|
Контрольная работа (элемент лекция с заданиями) «Работа с текстом художественного стиля речи» |
||
Коммуника-тивная линия |
Форум консультация «Норма и ошибка» (Форум «Простое обсуждение») |
|
Форум-рефлексия |
||
Чат — круглый стол «Качества речи современного педагога» (творческое общение) |
||
Раздел 4 Текст как продукт речевой деятель-ности |
Материалы к изучению |
Лекция «Текст как речевое произведение |
Лекция «Функциональные стили речи» |
||
Видео-лекция «Типы речи» |
||
Интернет-ресурс «Как определить тип речи?» |
||
Практикум |
Опрос «Типы речи текста» |
|
Коммуника-тивная линия |
Форум консультация «Как создать тексты разных типов речи» (Форум «Простое обсуждение») |
|
Форум-рефлексия |
||
Контроль-ные задаия |
Задание 1 «Заполнение шаблона-таблицы» |
|
Интернет-семинар: Форум-проектирование «Создание текстов разных типов речи» (Форум «Каждый открывает одну тему») |
||
Лекция с контрольными заданиями |
||
Глоссарий «Типы речи» |
||
Кроссворд |
||
Раздел 5 «Поверь в себя – проверь себя» |
Итоговое задание |
Тестирование в Hot PoT |
Коммуника-тивная линия |
Форум –консультация к защите проекта (Форум «Вопрос-ответ») |
|
Форум — депозитарий «Презентация итоговых работ» |
||
Форум –рефлексия «Результаты обучения», Форум «Отзывы и предложения» |
Изучение дистанционного курса способствует эффективному усвоению теоретического учебного материала, своевременному и успешному выполнению практических заданий. Несмотря на дистанционное обучение, возможно осуществление коммуникации между преподавателем и обучающимися, чему способствуют новостная линия, позволяющая своевременно оповещать участников курса о предстоящих мероприятиях курса, практико-ориентированная линия дает возможность организовать общение в рамках практических заданиях дистанционного курса. Консультации возможны в рамках консультационных форумов, любая эффективная деятельность невозможна без рефлексии, что доступно благодаря рефлексивной линии общения. Электронный журнал дистанционного курса знакомит участников курса с успешностью прохождения.
Таким образом, дистанционное обучение доступно для участников образовательного процесса, интересно, современно, взаимовыгодно.
Список использованной литературы:
- Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис : учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 167 с.
- Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения— М.: Академия, 2006.
- Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. — 2001. — № 2. — С.30-35.