Современный мир – это мир цифровых
технологий. Мы сталкиваемся с ними повсюду. На работе, дома, в общественных
местах (магазинах, общественном транспорте) и т.д. Всю необходимую информацию
мы получаем через телекоммуникации, интернет-технологии.
Информационно-цифровые технологии стали
неотъемлемой частью жизни современных детей с самого раннего возраста.
Формирование знаний об окружающем мире происходите не только через родителей,
социальные отношения, но и через всевозможные информационно-цифровые ресурсы. С
рождения дети тянутся к телевизору, мобильным устройствам, компьютеру.
Данные устройства привлекают детей как в
игровом, так и в познавательном плане. Информационно-цифровые технологии
позволяют обогащать представления детей в более ярком, красочном, полном,
интересном формате.
Именно поэтому развитие
информационно-образовательного пространства и использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в детском саду имеет большую
роль в образовании дошкольников.
В настоящее время развитие
информационно-образовательного пространства является одной из главных задач
образовательных организаций.
В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная
среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы,
совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих
технологических средств, и обеспечивает освоение обучающимися образовательных
программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся. [4]
Структура государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» включает в себя приоритетный проект. Целью проекта является
создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей
непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития
российского цифрового образовательного пространства. [1]
ФГОС ДО предусматривает
наличие информационно-образовательного пространства.
Создание материально-технических
условий реализации программы:
требования к
материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект,
оборудование, оснащение (предметы).
Образовательное пространство
должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими).
Создание условий для работы
с родителями (законными представителями) в образовательной деятельности [5].
Информационно-образовательная среда (ИОС) – это информационная
среда, которая основана на использовании техники, цифровых технологий,
целенаправленно создающаяся для осуществления непрерывно образовательной
деятельности.
В своей образовательной деятельности мы используем следующие виды
техники:
Телевизор с видеоплеером;
Бумбокс;
Сенсорная панель;
Мультимедийную систему, которая
включает в себя экран и проектор.
Ноутбук с принтером.
Данная информационно-образовательная среда дает возможности для:
Просмотра обучающих
видеоматериалов. Сюда входят обучающие видеоролики по разным образовательным
областям (познавательное развитие, безопасность, социально-коммуникативное
развитие). Такие как: «Баба-яга учится считать», «Игры для тигры»,
«Занимательная логика», «Говорим правильно», «Правила дорожного движения».
Прослушивания музыки и
песен. У нас созданы копилки музыкальных произведений:
классическая музыка по
программе;
аудио сказки для разных
возрастных групп;
песенный материал, который
используется нами для подготовки к различным мероприятиям.
составления и показа
различных презентаций по темам ОП ДО.
Нами широко используются презентации для ознакомления воспитанников с
новыми темами. Например: «Хлеб всему голова», «Известные люди Нижнего
Новгорода», «Традиции русского народа» и многое другое.
Также с помощью презентаций мы создаем интересные развивающие занятия,
составленные в игровой форме. Это различные кроссворды, «брей-ринги»,
развивающие задания занятия-путешествия «Космос», «Подводный мир» и многое
другое.
Составления развивающих игр
при помощи специальных компьютерных программ.
Индивидуального обучения и
развития. Индивидуализация образования является одной из главных задач ФГОС ДО.
Использование ИКТ технологий позволяет успешно решать задачу индивидуализации.
Планирование образовательной
деятельности. Планирование образовательной деятельности осуществляется нами при
помощи ноутбуков и ПК. Незаменимым помощником в написании планов являются
созданные нами электронные библиотеки. Также ноутбук необходим при заполнении
информационной документации (списки группы, сведения о родителях (законных
представителях), мониторинг). Технические средства являются незаменимым
помощником при подготовке к аттестации педагогических работников; при написании
отчетов и сообщений.
Подбора демонстрационного материала. Различные Internet
сайты позволяют подобрать выскококачественный материал для занятий, для
оформления папок-передвижек, составления лэпбуков.
Быстрого и эффективного
получения всей необходимой информации. В нашем Учреждении есть доступ к
интернету, где любой педагог может получить точную и достоверную информацию по
интересующему его вопросу.
Взаимодействия с педагогами,
специалистами, родителями (законными представителями). Одной
из задач ФГОС является «обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)». Взаимодействие
осуществляется при помощи различных социальных сетей (Viber,
WhatsApp, электронная почта). Очень удобные приложения, которые позволяют педагогам быстро и вовремя
доносить нужную информацию до родителей (законных представителей). И наоборот,
возникшие вопросы родители пишут сразу педагогу. Каждого родителя интересует
как прошел день их детей или любое мероприятие. Для информирования родителей мы
используем цифровые фоторамки.
Проводим с
родителями, педагогами мастер-классы, такие как «Лаборатория речевого
развития», «Песочная анимация».
Информационные
технологии значительно расширяют возможности взаимодействия родителей (законных
представителей) с представителями Учреждения.
Возможности
PowerPoint позволяют готовиться к
родительским собраниям, к проведению семинаров-практикумов, консультаций с
родителями (законными представителями).
Использований цифровых технологий позволяет приобщить
родителей (законных представителей) к участию
в
воспитательно-образовательном процессе Учреждения.
В образовательной деятельности с воспитанниками мы наиболее активно
используем возможности сенсорной панели.
Работа с сенсорной панелью позволяет реализовывать следующие виды
деятельности:
игровая, с использованием
развивающих игр;
познавательно-исследовательская;
восприятие художественной
литературы, с использованием иллюстраций;
изобразительная, в
частности, изотворчество с помощью программы Tux Paint. Здесь
ребята могут рисовать как обычными инструментами (краски, карандаши), так и
нестандартными (волшебная палочка, трафареты);
музыкальная (восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений).
Для создания развивающих игр и упражнений мы используем сайт LearningApps.org. это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей). [6]
Рис. 1. Создание интерактивных онлайн-плакатов на платформе TingLing.
С помощью данной платформы мы создаем различные плакаты по темам, предусмотренным программой.
Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения [Текст]: практическое руководство. / Б. П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. (Правовая библиотека образования).
Федеральный закон «Об образовании в РФ» ст. 16, п. 3
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности с воспитанниками